Экономика Украины на русском

Все об экономике в Украине, деньги, финансы, банки, кредиты, валюта

Экономика Украины на русском header image 2

Особенности инфраструктурного развития экономического пространства в контексте мировых тенденций глобализации и регионализации в Украине

Сентябрь 11th, 2016 · Нет комментариев

Постановка проблемы. Вызовы, обусловленные глобализационными тенденциями и распространением парадигмальных доминант устойчивости вызвали трансформацию аналитических подходов к решения теоретико-прикладных проблем регионального развития. Перемещение научного интереса в сферу экономического пространства возникает на основе потребности рассмотрения территории в трехмерной плоскости.

Структуризация экономической системы, основываясь на пространственном подходе, позволяет нивелировать ограничения двухмерности на основе установления территориальной и связанной с ней региональной структуры.

Анализ последних исследований и публикаций. Широкое распространение в научном поиске приобрел территориальный подход, в рамках которого пространство выступает доминирующей категорией. Фундаментальные исследования данного направления осуществлено рядом экономистов-ученых. Так, отечественная школа регионалистов представлена ​​широким кругом ученых, среди которых, в частности, следует выделить значительный вклад М.И. Нижнего, М.П. Бутко, А.В. Минина, Т.В. Пепи, Л. Чернюк, концептуальные подходы которых были использованы в данной работе. Зарубежное научное поле исследований экономического пространства освоено такими учеными, как: А. Гранберг, П. Кругманом, И. Кучин,Ф. Рянським, В. Радаев и другими. Однако следует отметить необходимость углубления исследований, в которых трансформация регионального пространства рассматривается в контексте инфраструктурного развития с учетом евроинтеграционного вектора.

Постановка задачи. Целью данного исследования является выявление современных тенденций инфраструктурной трансформации и доминант развития регионального пространства в контексте евроинтеграционного вектора.

Изложение основного материала исследования. Сейчас экономическая наука обладает достаточно разработанным понятийным аппаратом «экономического пространства». Обобщая научный потенциал отметим, что экономическое пространство представлено как динамическая система, которая охватывает ресурсные потоки развития, инфраструктурные каналы их продвижения, а также локализованные центры управления ими.

Итак, региональное пространство мы рассматриваем в контексте экономической территории, которая объединяет множество объектов, взаимосвязанных между собой, что характеризуется определенным ресурсным потенциалом и человеческим капиталом. Безусловно, важным компонентом такого образования является инфраструктурный комплекс, который играет обеспечивающую и соединительную роль. В целом, единство экономического пространства можно рассматривать с позиций институциональной однородности, рыночной целостности, пространственного равновесия, социокультурной общности.

С позиций инфраструктурного обеспечения следует отметить, что в индустриальной экономике единство на региональном уровне базировалась на сложившемся инфраструктурном «каркасе» территории, который был представлен инженерными и транспортными сетями и определял систему расселения и технологическую целостность территориальных производственных комплексов. На нынешнем этапе становления постиндустриального общества контуры региональной принадлежности инфраструктуры становятся размытыми, растущую роль играют нематериальные факторы: информационная сеть и другие элементы деловой инфраструктуры. Это обусловлено изменением организации мирового хозяйства, отдельных стран и регионов и их положения в глобальном пространстве.

Тенденции глобализации позволили не только совместить инфраструктурные комплексы отдельных стран и регионов в единую мировую глобальную инфраструктуру, но и сместить акценты развития и вопросы формирования конкурентоспособности на более низкий уровень — региональный и локальный. На сегодня «Глобальные слияния» происходят на основе корпоративных, финансовых и технологических компетенций.

Итак, инфраструктура выступает не только техническим средством обслуживания, но и инструментом трансформации знаний и компетенций. В связи с этим выделим следующие уровни организации инфраструктурного обеспечения потребностей регионального хозяйства: сеть, инфраструктура, инфокультура.

Инфраструктура, которая выступает специфическим видом экономической деятельности, предполагает владение средствами физической сети, обеспечивает бесперебойность функционирования, возможность внедрения изменений и адаптации к динамическим потребностям. Организационный характер концепта «Инфокультура» обусловлен принципами эффективного межстранового сотрудничества.

Инфокультура в системе глобального инфраструктурного комплекса имеет ведущее значение, поскольку исключительно общие ценности и культура могут объединить относительно автономные элементы на всех уровнях, а также обеспечить комплексное инфраструктурное обеспечение субъектов хозяйствования. При наличии конфликта интересов между инфраструктурными уровнями и звеньями (отраслями). Инфокультура служит средством системообразования и обеспечивает коэволюцию (или взаимное развитие) ее отдельных составляющих. Противоречия сопровождают инфраструктуру в течение всего периода ее эволюции. Так, инфраструктурная система (учитывая природу услуги) не может существовать обособленно от объекта обслуживания, поскольку именно его нормальное функционирование обеспечивают результаты деятельности инфраструктурного комплекса. С другой стороны, инфраструктура ускоряет или замедляет процессы промышленного производства, экономическое развитие территории и улучшает условия жизни общества. Развитая инфраструктура повышает инвестиционную привлекательность экономической системы на любом уровне хозяйствования и служит одним из основных факторов ее конкурентоспособности в глобальной среде.

На сегодня не просто возрастает значение инфраструктурного обеспечения, а в условиях углубление интеграционных процессов, усиление глобализационных тенденций и интенсификации межрегионального и межотраслевого сотрудничества, данный фактор выходит на первый план. Усиливается контрастность на уровне пространственного развития между отдельными территориями в пределах национальной экономической системы. Все это особенно четко обозначилось для экономического пространства приграничных регионов, где объективно возникает проблема формирования особого организационного механизма взаимовыгодного интеграционного сотрудничества соединенных территорий различных стран. Важность инфраструктурного подхода к развитию экономического пространства усиливается, в том числе, изменением интеграционного вектора Украины, в частности для западных регионов (для приграничья с странами ЕС) и восточных и северных регионов (приграничья с Россией и Беларусью) в части формирование возможных сценариев их развития.

На региональные процессы влияют и общемировые процессы глобализации. Они размывают как национальные, так и региональные границы. Сейчас иногда проблемы регионализации рассматриваются как противодействующие проблеме глобализации. Однако, глобализационные процессы не находятся в принципиальном противоречии к регионализации, а региональное пространство и его компоненты приобретают все большее значение для действий международного характера субъектов рынка.

Экономическое пространство любого уровня имеет иерархическую структуру, которая находится в состоянии динамического неравновесия, то есть характеризуется центро-периферийной организацией. Уровнями иерархии регионального пространства выступают центры (локализация деловой активности вокруг промышленных объектов, у ресурсной базы, в транспортных узлах), интегративные образования и комплексы, их все можно рассматривать в качестве «точек роста».

Итак, процессам пространственного развития экономической системы присуще расширения ее границ при дальнейшей внутренней поляризации на локации, отражающий взаимодействие тенденций глобализации и регионализации.

Для приграничных областей Украины процессы регионализации будут проявляться, по нашему мнению, по крайней мере в двух аспектах.

Во-первых, внутри региона будут формироваться новые «полюса роста» и центры экономического развития, возникновение которых обусловлено как прогрессом науки и техники, так и необходимостью удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, процессы регионализации в приграничных регионах впоследствии могут привести к создание экономически взаимосвязанных и взаимодополняющих территориальных образований, включающих пограничные области Украины и соседних государств ЕС. Такие пограничные кластеры будут ориентированы на реализации совместной деятельности по производству товаров и оказанию услуг.

Для приграничных регионов «точками роста» выступает инфраструктурный потенциал. Так, после расширение восточной границы ЕС в 2005 году до границы с Украиной обострились проблемы, связанные с эффективностью деятельности международных пунктов пропуска, поскольку наблюдается значительное различие между системой деятельности таможенных органов Украины и стран ЕС, негативно отражается на трансграничной торговле. Интенсификация транзитных перевозок транспортными коридорами в свою очередь разоблачила проблемы на границах с Россией и Беларусью. В связи с этим существует острая потребность в организации трансграничного сообщения на западном, северном и восточном границах Украины, например, в форме транспортно-логистических центров, как это распространено в странах ЕС.

Создание сети транспортно-логистических центров в приграничных областях Украины есть инструментом эффективного использования экономико-географического и развития инфраструктурного потенциала приграничных территорий. Положительным эффектом функционирования таких образований можно выделить следующее:

— Наличие рядом с центром международных пунктов пропуска и транспортных коридоров обеспечивает постоянный поток потребителей;

— Инфраструктура, которая создается непосредственно в логистическом центре и вокруг него (Автозаправочные станции, кафе, мотели, отель, центр офисного обслуживания i Tax Free, таможенные агентства, банки, пункты обмена валюты) активирует занятость и позволяет повысить уровень жизни местного населения;

— Выставочные площади для профессиональной презентации продукции трансграничного региона, а также условия для реализации крупных контрактов продажи и получения товаров активизируют предпринимательскую, инвестиционную инициативу.

Таким образом, можно констатировать неразрывную связь «точек роста» и логистической инфраструктуры приграничных регионов, которую с помощью сетевого подхода можно объединить в пограничную, а в отношении нескольких стран — в трансграничную.

Итак, для оптимального использования преимуществ приграничного расположения регионов Украины, прежде всего, необходимо укрепить их инфраструктурный потенциал, а именно: расширить и модернизировать скоростные и объездные дороги, железнодорожные пути, железнодорожные и пограничную инфраструктуру, усовершенствовать систему таможенного пропуска, повысить качество деловых услуг.

При образовании инфраструктурных сетей во избежание монополизации и проявления «эгоистических интересов» одной из стран на рынке инфраструктурных услуг и одновременного обеспечения урегулированности трансграничных образований, необходимо ввести общие для всех участников правила, которые получили статус международных. Вариантом решения данной проблемы могут выступать инфраструктурные стандарты. Одним из примеров стандартизации в сфере пограничной инфраструктуры является формирование концепции конфигурации, способа и технологии предоставления услуги. В этом смысле стандартизация должна обеспечить все формы упорядочения и унифицированности результата услуги, а также процессов и элементов процессов ее предоставления. В сфере пограничной инфраструктуры объектами стандартизации могут выступать пограничные ресурсы и логистические компетенции, автономные и интегрированные процессы таможенной, логистической, информационной инфраструктур.

Поскольку стандартизация означает одинаковость, многократное воспроизведение определенного решения, то имеет связанные с этим свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:

— Возможность рационального использования ресурсов;

— Снижение неопределенности как у потребителя, так и у исполнителя. Стандартизированная услуга уменьшает неуверенность потребителя относительно возможных результатов услуги, снижает риск для потребителя, позволяя ему довольно точно прогнозировать параметры услуги. Для исполнителя также снижается неопределенность относительно тех действий, которые ему необходимо реализовать для обслуживания клиента. Уменьшается риск исполнителя принятия неправильного решения, сделать ошибку;

— Обеспечение взаимопонимания за счет четкого осознания своей роли, прогнозирования действий другой стороны. Это облегчает взаимодействие исполнителя как с потребителями, так и с другими исполнителями. Кроме того, использование стандартных символов, обозначений, конфигураций позволяет устранять языковые барьеры и чувствовать себя уверенно в незнакомом языковой среде;

— Обеспечение преемственности — передачу и закрепление накопленного опыта, обеспечение воспроизведения национальных традиций.

Недостатками стандартизации можно считать, во-первых, отсутствие ориентации на личные нужды конкретных потребителей — стратегия стандартизации ориентируется на среднюю, фиктивную потребность группы потребителей. Во-вторых, возможна потеря гибкости и инновативности, поскольку стандартизация предполагает тиражирование однократно найденного удачного решения.

Выводы и дальнейшие исследования. Следовательно, изменение парадигмы экономического развития общества обусловливает диверсификацию средств и направлений развития инфраструктуры. Расширенное восстановление системы инфраструктурного обеспечения территории должно осуществляться на основе инновационности, логистических компетенций, экологизации, маркетинга территории, гармонизации приоритетов национального и регионального развития, интеграции материального производства и сферы услуг.

Значительное влияние на эволюцию системы инфраструктурного обслуживания осуществляет развитие инфокоммуникаций, переход к пятому технологическому укладу общества, взаимопроникновение хозяйственной деятельности предпринимательских структур и новой информации и современных знаний.

Учитывая состояние инфраструктурного комплекса в целом и уровень обеспечения услугами, в частности, необходимость коренной модернизации этого сектора является вполне очевидной. Основой перспективного расширенного развития инфраструктуры Украины должна быть информационная и организационная интеграция предприятий инфраструктурного комплекса с научными и инвестиционными структурами.

Категории: Инновации

0 ответов до сих пор ↓

  • There are no comments yet...Kick things off by filling out the form below.

You must log in to post a comment.